Оценка предприятия учитывает и то, и другое. На основе различных свойств предприятия, которые могут влиять на величину его стоимости, выделяются три подхода к оценке предприятия:
Для затратного подхода к оценке предприятия главным оказывается стоимость имущества, то есть материальных и нематериальных активов. В основе затратного подхода лежит психология расчетливого покупателя, который не заплатит за компанию больше, чем стоят все ее активы.
Доходный подход, как явствует из названия, опирается на расчет доходов, которые организация может принести в будущем. Данный подход ориентирован на инвесторов, которые при оценке текущей стоимости предприятия руководствуются прогнозом того, какие доходы предприятие может принести в будущем, а не количеством его нынешних активов.
Сравнительный подход отслеживает цены при совершении сделок, предметом которых выступали компании-аналоги, и строится на утверждении, что не могут сильно отличаться стоимости предприятий, если эквивалентна их полезность для потенциального покупателя.
Следует отметить, что эти подходы взаимно дополняют друг друга и при оценке бизнеса учитывается специфика конкретного предприятия при выборе подходом и методов к оценке.